Что нельзя нарисовать – можно рассказать словами

Нинель Исмаилова.  Журнал  “СЦЕНА”  №2 . 2018г.

Елена Утенкова-Тихонова.  ЁЛКА В КОМНАТЕ.  Издание музея-резиденции «Арткоммуналка и Другие». 2017.

Художники пишут особенно, может быть, потому что для них мир не делится на живой и неживой. Улица, дом, дерево и река в тайном контакте с художником, предмет, вещь и детский рисунок разговаривают на понятном только им языке. Искусство вообще дело исповедальное. И таинственное, существует же тайна исповеди. Художника Елену Утенкову знают и ценят как профессионалы, так и любители искусства, её работы в российских музеях, картинных галереях и в частных коллекциях в нашей стране и за рубежом. На выставках, в мире её живописи зритель всегда ощущает поэзию и красоту природы как дар небес. Туманные пейзажи Тарусы – овраги, лесные дороги, поляны – чаще безлюдны, но человечны по сути своей и настроению: если вы грустите, они грустят вместе с вами, а если солнце пробивается сквозь листву, оно спешит к вам. Любимый жанр станковой живописи и пастели – пейзаж, даже без названия, без адреса, узнаваемый, родной. Эта небольшая изящная книжечка особенная страница в творчестве художника: здесь талант графика и талант писателя. Тексты Елены и её рисунки из записных книжек – о младшем сыне Андрюше и его вхождении в мир, складываются в пронзительный рассказ о простых чудесах жизни. «С рождением собственных детей,- пишет в предисловии автор, – детство окликает нас вновь. … и уже радостно ждёшь первого снега, совсем первого для тебя и твоего ребенка». Обновляется мир, потому что обновляется душа. Легким, как само дыхание, движением карандаша создает художник образ – Андрюша на качелях, на берегу реки, в обнимку с деревом… Я не знаю рисунок ли предшествует тексту или м.б. наоборот, но кажется это неведомый процесс – проза и рисунок рождаются одновременно, не то, что одно другое комментирует или иллюстрирует, слово и карандаш подвластны чувству автора, напоены её нежностью и сливаются в один звук. Немногие из людей способны так глубоко чувствовать и так просто, открыто передать свои чувства. Удивительным образом рисунки живут во времени, как бы продлевают мгновение, чтобы не улетело, не забылось, а тексты поражают естественностью при том, что несут в себе огромное внутреннее напряжение. Мы часто повторяем слова поэта «душа должна трудиться», вот случай понять, как это происходит и что это значит. Такую книгу нельзя читать бегом, она обладает способностью сосредотачивать читателя на главном, т.е. на жизни как таковой.